Звукорежиссер

Мастеринг, шумоподавление, частоты...

Частоты, рекомендуемые для эквализации.

50 герц.

1.Увеличить, что бы добавить полноты инструментам, звучащим в низкочастотном участке спектра – большой барабан, томы и бас-гитара.

2.Уменьшить, что бы избежать появления “boom”-эффекта и маскировки высших гармоник и увеличить “читаемость” басовых партий. Обычно используется в музыке с активной басовой линией, например, в рок-музыке.

100 герц.

1.Увеличить, что бы добавить жёсткости инструментам, звучащим в басовом регистре.

2.Увеличить, что бы добавить наполненности звукам гитары, малого барабана.

3.Увеличить, что бы добавить теплоты пиано и духовым инструментам.

4.Уменьшить, если надо убрать бубнение из звука гитары и увеличить его разборчивость.

200 герц.

1.Увеличить, что бы добавить полноты партии вокала.

2.Увеличить, что бы добавить полноты звуку малого барабана и гитары (используется в жёсткой музыке).

3.Уменьшить, что бы избежать мутного саунда инструментов, звучащих в среднечастотном диапазоне.

4.Уменьшить, что бы избежать гонгообразного звучания тарелок.

400 герц.

1.Увеличить, что бы добавить ясности басовой партии, особенно при прослушивании на малой громкости.

2.Уменьшить, что бы избежать картонного звука у низкозвучащих ударных (томы, большой барабан).

3.Уменьшить, что бы подчеркнуть объёмность звучания тарелок.

800 герц.

1.Увеличить для чистого и мощного звучания бас-гитары.

2.Уменьшить, что бы избавиться от “дешёвого” звука гитар.

1.5 килогерца.

1.Увеличить для подчёркивания атаки бас-гитары и её гармоник.

2.Уменьшить, что бы избежать “вялого” звучания электро- и акустических гитар.

3 килогерца.

1.Увеличить для подчёркивания атаки бас-гитары.

2.Увеличить для подчёркивания атаки электро- и акустических гитар.

3.Увеличить для подчёркивания атаки партии пиано, исполненной в низком регистре.

4.Увеличить для подчёркивания чистоты и жёсткости вокальной партии.

5.Уменьшить для подчёркивания придыхания, мягкости бэк-вокальных партий.

6.Уменьшить, если необходимо замаскировать гармоническую нестройность вокала или гитар.

5 килогерц.

1.Увеличить для разборчивости вокала.

2.Увеличить, что бы подчеркнуть атаку низкозвучащих барабанов (большой барабан, томы).

3.Увеличить для получения более “пальцевого” звука бас-гитары.

4.Увеличить, что бы подчеркнуть атаку пиано, акустических гитар и яркость партии гитар (особенно, рок-гитар).

5.Уменьшить, что бы сделать звук партий, звучащих на заднем плане более отдалённым.

6.Уменьшить, что бы смягчить звук гитар.

7 килогерц.

1.Увеличить для получения атаки у низкозвучащих барабанов (более металлический звук)

2.Увеличить для получения атаки перкуссионных инструментов.

3.Увеличить при работе с “вялым” вокалом.

4.Увеличить для получения более “пальцевого” звука бас-гитары.

5.Уменьшить, что бы уменьшить энергию свистящих согласных.

6.Увеличить, что бы добавить резкости звукам рок-гитар, синтезатора, акустических гитар и пиано.

10 килогерц.

1.Увеличить для осветления вокала.

2.Увеличить для получения лёгкого прозрачного звука акустической гитары или пиано.

3.Увеличить, что бы подчеркнуть жёсткость в звучании тарелок.

4.Уменьшить, что бы уменьшить энергию свистящих согласных.

15 килогерц.

1.Увеличить для осветления вокала (звук с придыханием).

2.Увеличить для осветления тарелок, струнных, флейты.

3.Увеличить, что бы сделать звук сэмплерного синтезатора более естественным.

Частоты, которые полезно помнить!

Классически звуковой спектр делится на три части: низкие, средние и высокие частоты. Границы частот, хотя и не все с этим согласны, можно обозначить следующим образом: низкиеот 10 Гц до 200 Гц, средние от 200 Гц до 5 кГц, а от 5 кГц - высокиеля более точного определения, давайте разделим эти три части на более мелкие и рассмотрим их по отдельности.

1) Низкие басы (от 10 Гц до 80 Гц) - это самые низкие ноты, от которых резонирует комната, а провода начинают гудеть. Если ваша звуковоспроизводящая аппаратура не воспроизводит эти частоты, вы должны ощутить потерю насыщенности и глубины звука. Естественно, при записи и сведении потеря этих частот вызовет тот же эффект.

2) Верхние басы (от 80 Гц до 200 Гц) - это верхние ноты басовых инструментов и самые низкие ноты таких инструментов, как гитара. Если потерять этот регистр, то вместе с ним потеряется и ощущение силы звука. А ведь именно в этих частотах содержится энергия звука, которая заставляет вас пританцовывать под музыку, недаром основная энергия ритм-секции сконцентрирована именно в этом регистре.

3) Низкие средние (от 200 Гц до 500 Гц) - здесь размещается почти весь ритм и аккомпанимент, это регистр гитары.

4) Средние средние ( от 500 Гц до 2.500 Гц) - соло скрипок, соло гитар, фортепиано, вокал. Музыку, в которой не хватает этих частот обычно называют "занудной" или "смурной".

5) Вехние средние (от 2.500 Гц до 5 кГц). Хотя в этом диапазоне мало нот, только самые верхние ноты фортепиано и некоторых других инструментов, здесь много гармоник и обертонов. Усиление этой части спектра позволяет достичь яркого, искрящегося звука, создающего эффект присутствия. Однако, если энергия этой полосы частот чрезмерна, то это режет слух. Это и называется "слушательскойутомляемостью" и является проблемой большинства недорогих аккустических систем, которые искуственно усиливают данную часть спектра для "яркости" звучания. Ну это уже коммерческие штучки!

6) Низкие высокие (около 5 кГц до 10 кГц), где мы встречаемся с самым сильным искажением высоких частот и где шипение пленки (для любителей кассетной записи) становится самым заметным, так как здесь очень мало других звуков, способных скрыть это. Хотя люди, теоретически могут слышать и более высокие тона, эти частоты считаются пределом восприятия. Но по большому счету, для хорошего звука - это маловато.

7) Верхние высокие (около 10 кГц до 20 кГц) наша последняя октава, это самые тонкие и нежные высокие частоты. Если этот диапазон частот будет неполноценен, то вы ощутите некий дискомфорт при прослушивании записей (если, конечно, медведь не наступил вам на ухо).

Электрическая сеть шумит на частоте 50 Гц. Для устранения этого надо убрать частоты 50 и 100 Гц при помощи параметрического эквалайзера, ширина полосы которого достаточно узка. Это устранит шумы сети, но не повлияет заметно на общий звук. Графический эквалайзер (треть октавы) тоже эффективен в этой ситуации, но остальными типами эквалайзеров для этого лучше не пользоваться, так как они имеют слишком широкую зону влияния и регулировка может существенно изменить звучание бас-гитары, в том числе не влучшуюсторону. Нижние частоты бас-гитары и басового барабана лежат в области 40 Гц и ниже. Чтобы придать их звучанию мощь (атаку), регулируйте частоту 80 Гц. Нижняя частота электрогитары - 80 Гц. Для устранения "бочковатости" надо вырезать частоту 200 Гц; для устранения резкого, неприятного призвука - ослабить в районе 1Кгц. Чтобы добавить "ду", сделать "жалящим" звучание рок-гитары, просмотрите область от 1,5 кГц до 4 кГц, найдите нужную частоту и убирайте ее до тех пор, пока атака станет такой, как вы желаете. Основная проблема с акустическими гитарами, как правило, состоит в том, что они звучат "бочковато" - из-за неподходящих микрофонов, неудачного расположения микрофона, акустических характеристик помещения или просто из-за того, что инструмент плохой. Область "вредной" частоты находится обычно между 200 Гц и 500 Гц - ее и надо вырезать. Вокал также занимает большую зону частотного диапазона, при этом область 2-4 кГц регулируется для улучшения артикуляции.