Звукорежиссер

Мастеринг, шумоподавление, частоты...

Шумоподавление.

Шум и искажения
Искажения – это частная форма шума, которая кореллирует с самим сигналом. Они могут быть низкого уровня и звучать, как обычный шум, а могут быть высокого уровня и очень навязчивыми, находясь на пиках сигнала.

Постоянный шум
Шум может быть постоянным (в соответствии с динамикой) или импульсным (прерывистый или периодический). Импульсный шум звучит как потрескивания, щелчки, биения или хлопки на низких частотах. Постоянный шум мы разделяем на две категории: широкополосный и тональный. Широкополосный шум отличается от тонального тем, что имеет частотную окраску, но не имеет очевидную выделяющуюся отдельную частоту. Широкополосный шум подразделяется на белый (широкополосный с поднятием верхних частот), розовый (широкополосный с ровной АЧХ, на рокот (узкополосный с преобладанием отдельных низких частот) и на свист (узкополосный с преобладанием отдельных частот в диапазоне от 2 до 10 килогерц). В противоположность – тональный шум, который содержит компоненты только одной или нескольких частот: завязка, жужжание или гудение (hum). Гудение – это низко-частотные наводки от сетевой линии (в Европе и Азии 50 герц, в Америке 60 герц с гармониками на 120 и 180 герц соответственно). Жужжание – это более высокие по частоте наводки от сетевых линий, состоящие из серии частотных всплесков на 240, 360 и до 2400 герц или даже выше в особых случаях.

Зачем уменьшать шум?
Первое, что нам приходит в голову, когда мы имеем ввиду шум – это шип магнитной ленты. Мы более спокойно относились к шипу ленты, пока не появились CD – исправляли только очень зашумленные ленты. Теперь же слушатель думает, что классически аналоговый мастер должен быть малошумным, поэтому мы активно стали использовать технику шумоподавления. В современную эру небольших проджект студий, помещения, в которых производятся записи не такие тихие, как помещения профессиональных студий. Также различные шумы в контрольных комнатах (кондиционеры, вентиляторы в аппаратуре) – маскируют шумы в миксе. Когда микс попадает в тихое помещение мастеринговой аппаратной – все проблемы с шумами вылезают наружу, и мы должны использовать свой опыт, чтобы решить, какие шумы и каким способом вычищать. Мы можем отправить миксы на пересведение, если например шум был всего, лишь в одной дорожке одного инструмента. Мы также можем получить эту дорожку, очистить её от шумов на своей технической базе и отправить на пересведение. Если шумы возможно вычистить на пересведении – лучше так и сделать, но не все клиенты имеют на этот процесс лишние финансы или у них нет дополнительного времени. Поэтому чисткой шумов часто мы занимаемся на этапе мастеринга. Обычно, в мастеринговых студиях есть все необходимые высококлассные устройства для решения проблем с шумами. В этой главе мы рассмотрим законченные системы шумоподавления. Они пытаются отделить шум от полезного сигнала без каких-либо дополнительных специально записанных треков, или систем, состоящих из обработки в два прохода, таких, как Dolby, где шумоподавление работает и во время записи и во время воспроизведения.

Процессоры шумоподавления
- Внешние: Cedar Cambridge (удаляет любую форму шума; плюс имеются другие возможности, например эквалайзер с линейной фазой), GML 9550 (широкополосный шумодав), TC Backdrop (широкополосная и тональная система шумоподавления в TC System6000), Weiss DNA-1

- Встроенные в DAW: Cedar Retouch и Algorithmix Renovator – встраиваются в Sonic Solutions, ProTools, Sequoia и Wavelab

- Плагины в форматах VST, DirectX, RTAS: их множество, но мои любимые – линейка шумодавов от Al-gorithmix и плагины, работающие в системе TC Powercore.

Лекарства
Каждый тип проблемного шума имеет свой собственный специализированный механизм его очистки, но самый мощный способ – это просто игнорировать этот шум! Инженеры забывают, что человеческий слух имеет свой собственный механизм шумоподавления, который дает нам возможность отделять полезный сигнал от шума и воспринимать информацию, поглощённую помехами. Поэтому наша задача не убрать весь возможный шум, а сделать небольшие изменения, чтобы улучшить ситуацию. Помните, что громкие звуки маскируют шум, и обычный слушатель не сфокусируется на нём как на проблеме. Слушатели обращают внимание только на музыку – в общем-то так и должно быть. Поэтому прежде чем применять технику шумоподавления – стоит решить, а так ли шум действует отвлекающе. Некоторые шумоподавляющие системы могут использовать образец шума для своей работы, некоторым это не требуется. Образец шума – это небольшой фрагмент (достаточно даже одной секунды), в котором отсутствует полезный сигнал, присутствует только сам шум. Те же системы, которым такой образец не требуется - обычно менее эффективны для шумоподавления, и управлять ими для качественной их работы – большое искусство. Каждый тип шума или искажения требует свой определённый алгоритм корректировки. Широкополосные процессоры адаптированы на работу в определенных частотных диапазонах. Некоторые шумы, на первый взгляд кажущиеся постоянными, например шум кондиционера, имеет периодический, повторяющийся характер, но и имеет компоненты, которые можно интерпретировать как импульсные – такой шум нельзя взять в качестве образца для работы шумодава, поэтому в качестве алгоритма шу-моподавления надо взять известные частотные характеристики шума и установить полуавтоматический порог срабатывания. Системы импульсного шумоподавления специализируются на определенном типе шума: щелчки, трески, запирания и т.д. Кстати граница между щелчком и треском очень эфемерна – иногда щелчки можно удалить с помощью алгоритма для удаления треска и наоборот. Иногда даже шумодав, работающий на основе образца шума может справиться со щелчками или с удалением гула. Алгоритм Cedar Declickle удаляет и щелчки и трески.

Простейшая эквализация
Шип, который присутствует в звуке инструментов без ярких верхов, может быть исправлен эквалайзером. Для примера, соло электропианино в начале песни звучит с шипом, но шип маскируется, когда все инструменты вступают. В этом случае мы должны применить эквалайзер только во время вступления, опустив например от 1 до 4 dB на эквалайзере частоты в районе 3-5 килогерц (это диапазон, где человеческий слух наиболее восприимчив к шипу)
Запирания буквы «П» это своего рода форма искажений с ярко выраженной низкочастотной составляющей – могут быть исправлены high-pass фильтром до 100 герц. Это лучше сделать на коротком отрезке звучания фонограммы, только в том месте, где присутствуют искажения.

Комплексное фильтрование тонального шума
Тональный шум можно уменьшить с помощью узкополосного фильтрования. Но добротность при этом должна быть ограничена на 40-100, иначе можно получить подзванивающие артефакты. No-Noise в Sonic Solutions имеет комплексную опцию фильтрования, которая позволяет применение множества узкополосных фильтров высокого разрешения, годящихся для удаления гула и жужжания. До применения этих фильтров стоит сделать анализ FFT шума, чтобы определить наличие гармоник для того, чтобы знать какие конкретно фильтры применять. FFT фильтр из Sequoia также способен делать такие вещи. В SADiE достаточно мощности, чтобы применять множество узкополосных фильтров в режиме реального времени. Я обычно применяю до 25 таких фильтров, с добротностью 40 или выше. TC Back-drop имеет пресеты для эффективного удаления гула и жужжания.

Узкополосное экспандирование
Техника компрессирования во время микширования и мастеринга поднимает по уровню все шумы, присутствующие в оригинальном материале. Но так как компрессия – это усиление шума, то очевидно, что экспандирование – его ослабление. Уменьшение всего лишь на 1-4 децибела в узкой полосе 3-5 килогерц может принести хорошие результаты.

Широкополосные процессоры
Комплексные широкополосные шумодавы – это специализированные многополосные понижающие экспандеры с очень большим количеством полос. Они могут использовать образец шума в своей рабо-те, чтобы определить пороги срабатывания на каждой из полос. Algorithmix NoiseFree, Cedar Denoise, Sonic Solutions NoNoise – все они работают с образцами шума. Задача поиска образца шума может быть сильно упрощена, если клиент пришлет нам его сам. Также хорошо, если начала и концовки песен не будут обрезаны – такие куски отличные кандидаты на образец шума. Те системы, которые работают без образца шума, пытаются отделить сигнал от помех с помощью автоматического алгоритма или давая возможность оператору самому контролировать все точки срабатывания полос. Weiss DNA-1 работает на основе автоматических алгоритмов, а Cedar DNS1000 и GML 9550 позволяют осуществлять контроль оператором в режиме реального времени.

Декликеры
Декликеры – это удалители щелчков. Агрессивное их применение в автоматическом режиме может сильно повредить высокочастотным инструментам, например трубам. Применяйте их с осторожностью.

Удаление искажений
Декраклер и дескратчер могут эффективно удалять шумы на основе различных потрескиваний. Эти ал-горитмы работают по принципу замещения проблемных мест окружающим их звуком. Cedar Declip и Cube-Tec Declipper удаляют трески. Sonic Solutions E Type эффективно удаляет искажения от перегрузки. Retouch хорошо смягчает высокочастотные перегрузки.

Специализированные процессоры
Cedar Retouch и Algorithmix Renovator очень прозрачно удаляют шумы, с которыми не смогли спра-виться предыдущие системы, даже такие вещи, как плач ребенка, скрип кресла или чей-то разговор во время дубля. Кроме того, я использую Retouch для восстановления атмосферы или для смягчения или удаления искажений, а также в качестве деэссера. С помощью него я редактирую музыку, заменяя поврежденные куски. Для удаления запирания буквы «П», Retouch подходит намного лучше, чем метод high-pass фильтра. Обе этих программы стали неотъемлемым звеном в современном мастеринговом оборудовании, работая намного лучше, чем все классические декликеры. Если тональный шум плавает по частоте, как например с аналоговыми лентами с плавающей скоростью – решить эту проблему поможет специальный отслеживающий фильтр. Dethump из пакета программ Cedar борется с низкочастотными ударами и тресками. Алгоритм Deplop (в Cedar и Cube-Tec) справляется с низко- и средне-частотным подзванивающим эффектом, который может появиться после удаления щелчков. Также в пакетах программ от Cedar и Cube-Tec можно найти временные корректоры, корректоры фазы и азимута. Специализированный Debuzzer из Cedar фильтрует помехи от сетевых линий.

Артефакты и Видение
Законченные системы шумоподавления не идеальны – они удаляют часть полезного сигнала вместе с шумом и даже вносят свои собственные характерные шумы. Чем больше полезный сигнал отделен от шума – тем более эффективно шум можно удалить без повреждения материала. Поэтому сильно зашумленные записи сложно очищать от шума без внесения в сигнал артефактов. Такие артефакты выражаются в: эффекте гребенчатого фильтра, подсвистывающих шумах, проблемах с фазой, низкоуровневых запираниях, которые порой намного хуже звучат, чем шум, после удаления которого они получились. Одним из следствий шумоподавления может быть потеря атмосферы и стереоощущения. Гордон Рейс из Cedar объяснял: «Проблема заключается в том, что реверберация сливается с шумом. А очень большую часть пространственной информации мы получаем от реверберации. Поэтому, удаляя реверберацию вместе с шумом – вы удаляете стены, пол и потолок помещения». Чтобы понять наличие такой проблемы – постоянно сравнивайте исходник с результатом шумоподавления, а также слушайте то, что вы удаляете (в системах шумоподавления есть такая опция). Даже если всё кажется нормальным – психоакустически, присутствие шума усиливает высокочастотный отклик, поэтому удалив раздражающий шум, возможно потребуется реконструирование самых верхов. Еще одна важная тема для обсуждения – видение клиента. Однажды я мастерил альбом, где на заглавной песни в самом начале присутствовал электрический щелчок на первой басовой ноте. Я удалил его, восстановил, как я думал, всю красоту этой ноты. Но продюсер попросил меня вернуть его обратно, убедив, что множество посторонних шумов может быть также частью музыки. Поэтому научитесь понимать различные стили музыки, которые могут быть и «чистыми» и «грязными».
Что отличает хорошее шумоподавление от плохого – это нахождение правильного баланса, поскольку удаленный шум может скрывать другой шум, который раньше не было слышно, и который может создать намного большую проблему, чем предыдущий удалённый. В любом случае нужно очень осторожно применять технику шумоподавления, чтобы сохранить как можно больше самой музыки.

Основной порядок работы
Чтобы минимизировать артефакты, лучше всего производить работы по шумоподавлению в таком порядке: - Для начала удалить все тональные артефакты (гул и жужжание), используя простой или комплексный фильтр; - Далее удалить щелчки сначала в автоматическом, а потом и в ручном режиме, если автоматика не справилась; - Потом удалить потрескивания, используя те же техники, что и со щелчками; - Теперь время удалять искажения; - Потом широкополосный шум; - И наконец использовать эквализацию или другие процессы по мере надобности. Каждый удачный процесс стоит записать в новый файл, включая названия всех процессов, которые были использованы до него, например «Great Song FL.wav” (после фильтрования), потом «Great Song FL+DC.wav” (после фильтрования и удаления щелчков) и так далее. Используя обработку с плавающей запятой, всегда сохраняйте файлы в максимальном разрешении. Шумоподавление стало намного менее трудоёмким процессом со времен изобретения Retouch и Re-novator. Если раньше нам приходилось нанимать опытного садовника каждый раз, чтобы удалить простейший сорняк в саду, теперь же мы используем для этого безопасную химию.
Источник: БОБ КАТЦ Мастеринг Аудио. Искусство и Наука Второе Издание
Перевод: Антон Лабазников.