Звукорежиссер

Мастеринг, шумоподавление, частоты...

Звуковые редакторы.

РАБОТА СО ЗВУКОВЫМИ РЕДАКТОРАМИ.

Для начала работ над аранжировкой, мы определяем Вашу цель, все Ваши пожелания, как именно должна звучать Аранжировка Вашей песни, и лишь после того когда обозначены задачи, мы приступаем к созданию Аранжировки.

Многие исполнители забывают о том что не всегда на сведение и мастеринге можно исправить то что изначально должно быть заложено в аранжировки.

Вот несколько примеров трактовки слова Аранжировка:

Аранжировка (от франц. arranger - приводить в порядок, устраивать), переложение музыкального произведения для исполнения его инструментами или голосами. Аранжировка предполагает расширенный или уменьшенный состав инструментов. Аранжировка - приспособление музыкального произведения, для состава исполнителей, отличающегося от первоначального (от состава, предусмотренного автором произведения). Аранжировка, переложение музыкальной пьесы из одного рода исполнения в другой; например, скрипичную или оркестровую партию для голоса, рояля и наоборот.

То, что сказано выше, не совсем развернутая форма слова Аранжировка. Если говорить более подробно на тему что же такое аранжировка, то я бы со своей стороны, учитывая современный музыкальный рынок, трактовал это так:

Аранжировка - это переложенное и кардинально измененное произведение в аудио-файл, ноты, с учетом коньюктуры сегодняшнего музыкального рынка,и всех желаний исполнителя.

Многие исполнители и аранжировщики путают, понятие Аранжировка.

Мне приходилось сталкивается с тем что Аранжировщик навязывает свое видение Аранжировки, мотивируя тем что он является соавтором произведения. На мой взгляд это заблуждение. Аранжировщик должен не изменяя идеи звучания произведения, и учитывая все пожелания исполнителя, сделать так чтобы Аранжировка звучала именно так как этого требует исполнитель. Тогда это можно назвать Аранжировкой.

Вас Аранжировка должна устраивать на все 200%. И этого не стесняясь нужно требовать от Аранжировщика, который взялся за Аранжировку Вашей песни. Т.к. Вам петь эту песню. Вам с этой песней выходить на сцену. Вам эту песню нести на радио.

Если Аранжировщик предложил Вам внести коррективы, например изменить гармонию, мелодию, ритм, вступление, куплет, припев, и т.д., и не попросил у Вас добавление гонорара и добавление в соавторство, не спешите отказываться!!! Может Аранжировщик предлагает дело, и оно в корне может положительно повлиять на результат совместной работы. Скорее всего если Вы вдруг услышите, что предложенный Аранжировщиком припев Вашей песни стал гораздо «хитовей» и на вопрос, должны ли Вы ему повысить гонорар и он не претендует на соавторство, как минимум у Вас уже есть два варианта Вашей песни, и считайте что Вы уже в выигрыше. Если у Вас есть сомнение Попросите сделать два варианта, а лучше несколько, у Вас всегда будет выбор, остановится на лучшем варианте Аранжировки Вашей песни.

На вопрос: Может ли Аранжировка влиять на «хитовость» песни? Могу с уверенностью сказать что ДА! На моей практике было так что совсем не замысловатая мелодия с очень яркой «драйвовой» Аранжировкой становилась «хитом». И на оборот: Очень красивая «хитовая» песня, от перегруженной Аранжировки опускалась в корзину музыкальных редакторов.

Обращаясь к Аранжировщику Вы подробно должны изложить цели и задачи которые Вы преследуете от совместно проделанной работы. Все выше сказанное очень сильно будет влиять на Аранжировку, и Вы не будете иметь на руках Аранжировку которая Вас чем-то не устраивает.

МАСТЕРИНГ.

Многие считают что без этого финального процесса можно обойтись. Другие считают, что Мастеринг это всего лишь усиление громкости звучание трека.

Мое мнение: Мастеринг это определенная работа с мастеринговыми приборами которая позволяет сделать так чтобы Ваша композицияпосле звучания (скажем по радио) треков,будет звучать также как и треки предыдущие.

Подробнее сказать: - Звучит песня на Вашем музыкальном центре которая Вам нравится, Вы вынимаете диск вставляете свой и разница в звуке практически не наблюдается. Если Вы проделаете тоже самое с Вашим треком на который не сделан Мастеринг, Вы столкнетесь с рядом проблем, которые Вас совершено не будут устраивать.

Первое что Вы скажите: - Почему так тихо?

Второе: - Почему такой «плоский» звук?

Третье: - В студии же, все звучало хорошо?! И т.д.

Дело в том что Мастеринг это не совсем дешевая процедура, (хотя в других странах это стоит ровно в 15 раз дороже), средство достижения определенной цели, и перед тем как делать Мастеринг или нет нужно определить для себя, нужно ли Вам скажем песню нести на радио? Тогда Мастеринг обязателен! Если Вы просто сделали демо-трек для того чтобы Ваш диск подарить друзьям, то Вы тоже должны определить и знать: - если Ваша песня не отмастерена, она всегда будет проигрывать по звучанию другим песням.

ПРОДЮСИРОВАНИЕ.

Продюсирование один из самых важных моментов по продвижению проекта на рынок.

Многие путают продюсирование с финансированием. Хотелось бы сразу отделить этих два совершенно разных понятия.

Само по себе понятие Музыкальное Продюсирование в России отличается от понятия в других странах. На Западе продюсер – это человек, который делает музыку. Но в России дела обстоят по-другому, продюсер – это человек, который находит спонсорские, инвестиционные средства для продвижения проекта, также является организатором, директором, имиджмейкером, постановщиком шоу-программ и т.д.

Музыкальное Продюсирование – это сложный и многоуровневый процесс и ряд последовательных действий, которые доводят проект до узнаваемости и востребованности. В основном этим занимаются опытные люди, у которых есть достаточно опыта, для того чтобы сделать проект успешным.

Финансирование – это привлечение средств на взаимовыгодных условиях.

Для достижения результата проекта до степени востребованности, нужно отметить три основные пункта:

1. Оригинальная идея проекта;

2. Яркие вокальные данные исполнителей;

3. Сотрудничество с лучшими композиторами;

Главным человеком, отвечающим за реализацию проекта, является музыкальный продюсер. Кто же это «музыкальный продюсер»?

Продюсер – это, прежде всего, организатор, за которым стоит целая команда, которая и делает весь проект от начала до конца.

Есть еще разные понятия «продюсер». Есть понятие саунд-продюсер, продюсер вокала, главный продюсер.

Любой опытный музыкальный продюсер знает: артиста делает хит.

Имея достаточно опыта в своей отрасли, музыкальный продюсер достаточно быстро определит, какая песня может подойти исполнителю, и сделать исполнителя востребованным. Поэтому вся деятельность музыкального продюсера направлена на запись хитовых песен. За время создания «хитовой песни» можно несколько песен отправить в корзину, а может и сразу все совпасть, и временные рамки будут сведены к минимуму.

Продюсирование вокала - без этого невозможно обойтись на записи в студии.

Что это такое продюсирование вокала? Вам, наверное, приходилось записывать свою первую песню на студии. Вы спели несколько строчек, Вам включают то, что Вы спели, и Вы с ужасом думаете о том, что это ужас и кошмар. Вам не хочется больше открывать рот и извлекать ноты. Как вдруг Вы слышите в наушниках приятный голос, который Вам говорит: «Ничего ужасного в этом нет! Попробуем сделать следующее…….»

Шаг за шагом, дубль за дублем, Вас направляет человек, объясняя, что нужно сделать, чтобы все зазвучало максимально профессионально. Этот человек, который Вам помогает справиться с трудностями на студии, и называется продюсер вокала.

Как правило, это очень опытный профессионал, который знает, как нужно объяснить исполнителю, что он должен сделать, чтобы исполненная песня исполнителем звучала максимально, на сколько это возможно. Самому исполнителю сложно определить, что нужно сделать для того, чтобы его вокал зазвучал «как надо». Продюсер вокала, имея большой опыт работы, в достаточно короткое время решает трудные задачи для исполнителя и экономит студийное время исполнителя. Мы не рекомендуем не очень опытным исполнителям работать в студии без продюсера вокала. Это может очень сильно повлиять на исполнительские возможности исполнителя. Как правило, песни, записанные без продюсирование вокала, звучат чем-то напоминая «караоке».

Если Вы пришли в студию, для того чтобы записать песню для радио или TV, продюсирование вокала обязательно.

Саунд-продюсер - как будет звучать Ваш альбом зависит именно от этого человека.

Кто такой саунд-продюсер? Зачем он нужен?

Музыкальная шоу-индустрия с каждым годом набирает обороты. И все более важным становится то, как будет звучать Ваш альбом или новый сингл. Саунд-продюсер это тот человек, который тратит самое большое количество времени на студии, работая над звучанием аудио-материала. Зная рынок, он решает задачи совместно со звукоинженером, делая аудио-материал ярким. Саунд-продюсер может вмешиваться в процесс на разных стадиях. Если он слышит ошибки при записи вокала или инструментов, он говорит о том, что именно нужно исправить. У саунд-продюсера, как правило, есть свое видение звучания аудио-материала, но перед ним можно поставить задачу, как сделать «шаблонный саунд», так и сделать что-то ни на кого не похожее. Очень ли важен саунд-продюсер? Это решать каждому в отдельности. Из нашего опыта хочется сказать лишь о том, что тот материал, в котором присутствовал саунд-продюсер, имел больший результат, как на радио, так и на TV. Так что, если у Вас есть возможность воспользоваться услугами саунд-продюсера, лучше воспользоваться.

Введение в мастеринг звукозаписей

Формально, мастеринг — это процесс подготовки и переноса записанной фонограммы на какой-либо носитель для последующего тиражирования. Традиционно, мастеринг был процессом переноса записей с магнитной ленты на мастер-диск на фонографическом станке для дальнейшего производства виниловых пластинок. Запись в буквальном смысле нарезалась налаковой основе тончайшим резцом, кстати, именно отсюда взялся термин про «нарезку» компакт-дисков. Станок был очень дорогостоящим и далеко не все даже крупные студии могли позволить себе нарезать диски самостоятельно на своем оборудовании.



Станки для нарезания винила, некоторые оснащаются микроскопом

Кроме этого, формат винила накладывал очень жесткие ограничения на записи: для того, чтобы игла проигрывателя не прыгала по пластинке. Не должно было быть перекоса между каналами, взаимопроникновение делалось порядка -30 дБ, что, по нынешним меркам, просто кошмарно — даже бытовая техника сегодня имеет этот показатель как минимум в два раза лучше. Также накладывалось серьезное ограничение на динамический диапазон — если уровень опустится ниже нормы, то дорожка перестанет существовать, и игла просто соскочит с неё. Если будет превышен определенный уровень, дорожки на диске пересекутся, надо следить за расстоянием между ними. На расстояние между дорожками — свое ограничение — от него зависит время звучания пластинки, поэтому для записи 20 минут музыки на одну сторону 12-дюймового диска сильно зажимали уровни, но даже если количество материала позволяет не беспокоиться о емкости носителя, все равно остается риск задеть алюминиевую основу болванки резцом, дорогим настолько же, сколько и тонким — его стоимость составляла несколько месячных зарплат мастеринг-инженера. Также из-за резкого скачка уровнярезец резко впивается в материал болванки и «вылетает».

Кроме этих чисто технических лимитов, нужно ориентироваться на «средний проигрыватель» — тяжело объяснить покупателю, который принес диск обратно в магазин с претензией «не звучит», что это не изготовитель виноват, а стоит улучшить домашнюю технику и немного заняться акустикой помещений — это бизнес, нельзя «подставлять» производителя проигрывателей и рабочих, делавших последний ремонт у этого покупателя.

Добавляем ко всей этой мешанине причин неприспособленность микшерных комнат большинства студий для мастеринга в плане контроля и психологическую невозможность звукорежиссеров делать мастеринг самим — много часов достигая максимально «того самого» звучания, очень трудно будет потом его осознанно портить, подгоняя под все технические требования.

Все эти и многие другие причины привели к появлению отдельных мастеринг-домов и профессии мастеринг-инженера — человека с хорошим слухом и обширным опытом работы, профессионального искателя компромисса.


Для сравнения — современные «станки для нарезания компактов»

С появлением CD-DA, станок был заменен АЦП и записывающим устройством, а болванку для штампования стали изготавливать цифровым способом. Формат CD снял большинство технических ограничений винила, cd-записывающие устройства уже более чем доступны. Многие студии стали отказываться от услуг мастеринг-домов, в основном, по экономическим причинам, а те, в свою очередь, были вынуждены сильно снизить расценки, чтобы стимулировать приток заказов, а это опасно сокращением затрат на техническую часть.

Студия мастеринга

Очевидно, что студия мастеринга должна значительно отличаться от студии записи и сведения. В первую очередь — контролем, так как это последний рубеж перед тем, как запись пойдет в продажу, когда еще можно обнаружить брак. С другой стороны, контроль в студии мастеринга должен быть максимально приближен к тем аппаратам и условиям, в которых предположительно будет прослушиваться запись, поэтому обычно в мастеринг-студиях стоят как минимум 3 пары мониторов — основные высококачественные, малые высококачественные и так называемый cheap-котроль (иногда называют еще шит-контролем), то есть нечто, радикально отличающееся от первых двух, но наиболее близкое к «средней системе». Если студия предназначена не только для мастеринга дисков, то набор мониторов может быть еще больше.

Еще первое, что привлечет внимание не знакомого с мастерингом человека — отсутствие огромной студийной микшерной консоли, каналов на 96, которая для многих является символом большой и хорошей студии — в мастеринговых студиях микшерный пульт если и ставят, то небольшой, размеры помещения также более скромные.

Зато на мастеринговых студиях в изобилии различные приборы финальной обработки звука — эквалайзеры и компрессоры, несколько видов генераторов дитера (специальный шум, добавление которого к цифровой записи минимизирует шумы квантования, делая запись более приятной на слух).

Процесс современного мастеринга

В последние годы, с быстрой миграцией музыки с больших дорогих студий с высококвалифицированным персоналом на маленькие «артистические», основанные на DAW (digital audio workstation, цифровая звуковая рабочая станция) студии, процесс традиционного мастеринга стал меняться. Многие из студий хорошо подходят для создания и записи музыки, но они обычно не приспособлены для точного сведения, из-за акустического оформления, техники или персонала (любая комбинация перечисленного). В результате мастеринг-студии все чаще стали сталкиваются с треками, которые хорошо звучат в музыкальном смысле, но акустически не сбалансированы, например, слишком низкий по уровню вокал или «гудящий» бас. В таких случаях мастеринг-инженер моментально попадает в серию компромиссов, потому что все уже смешано: если поднять вокал многополосной динамической обработкой, то гитарная партия в том же диапазоне тоже вылезет, точно также если прибрать гудящий бас эквалайзером, то бочка уйдет вместе с ним. Чем больше ошибок присутствуют в принесенном миксе, тем больше компромиссов возникает.

Разработанное и быстро освоенное индустрией в 2005 году решение этой проблемы — деление микса на четыре или больше частотных диапазона. Артист/звукорежиссер приносит трек на мастеринг в виде нескольких синхронизированных треков (файлов), названных делениями (separations), каждое деление — это отдельная группа инструментов, таким образом мастеринг-инженер может изменять сведение без компромиссов. Дополнительные преимущества этого метода — не нужны «альтернативные» миксы, не нужны дорогостоящие дополнительные сессии «вспоминания» микса или ремикса — потому как миксы больше не отвергаются студией мастеринга. В принципе любой относительно «близкий» микс может быть вылечен и улучшен, к тому же конечный продукт обычно звучит чище и детальнее за счет, кроме всего прочего, микширования на оборудовании более высокого класса с мастеринговым студийным клоком с низким джиттером.

Возможный недостаток метода — слишком много свободы для мастеринг-инженера для изменения микса — например, относительная громкость гитары и вокала. Поэтому обычно предоставляется еще и копия оригинального сведения как ориентир для инженера, чтобы мастер наследовал исходные музыкальные пропорции. Тут стоит заметить, что при традиционном мастеринге эти пропорции очень часто меняются из-за компрессоров и/или лимитеров, особенно когда люди хотят получить «громкий» CD (к сожалению, очень распространенная практика, часто называемая «войной громкости»). В экстремальных случаях микс может измениться весьма заметно — пики у инструментов сбольшим динамическим диапазоном будут срезаны, а мягкие партии будут усилены. Некоторые партии могут провалиться, а другие сильно подняться по громкости вокруг них, особенно если неверно применяются многополосные динамические процессоры.

Профессиональные мастеринг-инженеры имеют значительный опыт в балансировании эффектов увеличения громкости и полноты с сохранениемнаиболее близкого к оригиналу звучания — это область компромисса, которая требует тренированного слуха и значительного технического знания. Если прокрадется ошибка, то даже великий альбом, полный нетленок будет иметь качество «записано дома» против «куплено в магазине».

При мастеринге с делениями, когда громкость трека нежелательно увеличивается — можно это исправить без компромисса, так как основные музыкальные элементы обычно на разных треках. Может показаться, что это лучший способ всех времен и народов, повторюсь — могут быть проблемы в случае неопытного мастеринг-инженера, также не надо путать этот метод мастеринга со «сведением во время мастеринга».


Steinberg WaveLab — одна из лучших программ для мастеринга

Непосредственно процедура

Процесс мастеринга сильно зависит от материала, обычно мастеринг включает в себя следующие шаги:

1. Загрузка треков в рабочую станцию

2. Исправление проблем записи, например, — уровень, тональный баланс, артефакты, DC-офсет

3. Составление последовательности треков, в которой они будут на конечном продукте (например, CD)

4. Перенос записи на конечный носитель (CD-R, образ диска на HD и пр.)

Пример возможных действий во время мастеринга:

1. Применение шумодава, чтобы убрать гудение и шипение

2. Привести пики во всех треках к какому-то уровню, общий уровень не должен превышать 0 дБ

3. Выравнивание соседних треков, чтобы не было скачков в восприятии баса, высоких, средних, громкости (см. про уровни) или панорамы.

4. Компрессия (например, 1.5:1 начиная от -10дБ), чтобы прибрать пики и поднять более тихие партии

5. В случае мастеринга для вещания, частотный диапазон должен быть уменьшен. Например, для телевидения нужен high-pass -18 дБ фильтр на80 Гц и low-pass на 12 кГц на -9 дБ

Немного об уровнях

Несмотря на то, что производители записи не имеют возможности напрямую влиять на громкость воспроизведения их треков у конечного пользователя, все равно в недалеком прошлом с появлением CD была «война за громкость» — каждый старался, чтобы именно его компакт звучал наиболее громко при одинаковых настройках проигрывателя, правда, есть и объективная причина — уход от шумов.

В аудиопроизводстве принято измерять среднюю громкость в RMS — Root Mean Square (среднеквадратическое значение),чем больше значение RMS, тем громче звук.

Громкие записи имеют пики RMS около -7, тихие около -16, область наилучшего восприятия около -12.

Это параметр, наиболее близко отражающий восприятие громкости трека слушателем, но нет гарантии, что разные треки с одинаковым RMS будут восприниматься одинаково. Восприятие сильно зависит от частотного диапазона сигнала, насыщенности фонограммы.

Иногда, в погоне за RMS допускают незначительный клиппинг сигнала, однако в этом случае добавляются искажения и уменьшается панч.

Софт, подходящий для мастеринга

Мастеринг можно делать и без компьютера, но в современном мире наиболее разумно все-таки его применить. Это список профессионального софта и программно-аппаратных решений, предназначенных для мастеринга:

1. Sonic Solutions — считается лидером, но доступность продуктов практически исключает применение при ограниченных бюджетах

2. Digidesign Pro Tools — по сравнению с Sonic Solutions более известный продукт и более доступный, особенно если брать во внимание LE-версию

Полностью программные, думаю, в особом представлении не нуждаются, так как знакомы большинству читателей:

3. Magix Samplitude

4. Steinberg WaveLab

5. Adobe Audition

6. Sony SoundForge + CD Architect

7. Emagic Logic Pro Waveburner

Статья не претендует на полноту, но надеюсь, что слово «мастеринг» стало более понятным для читателя, а в конечном итоге все решает опыт работы.

PS. На сладкое — цитата с одного профессионального форума: «Мастеринг в России придумал Субботин, чтобы разводить на деньги доверчивых артистов. И психовоздействие на артиста оказывается столь сильным, что результат продолжает артисту нравиться даже через достаточно большое время».

Подробное описание Celemony Melodyne v3.3

Начну с самого простого, но в то же время самого распространенного и необходимого для музыкантов-лабухов. Речь пойдет о изменении тональности готовой минусовки. Сейчас 99% (ИМХО) исполнителей работают под готовые минусовки, а не под живое исполнение. Не будем углубляться, почему исполнители предпочитают минусовки, это другая тема, очень сложная и философская. Перейдем к Melodyne.

Почти все исполнители (не профессионалы) используют "чужие" минусовки, "чужие" в смысле писанные не своими руками. Как известно, у каждого исполнителя свой диапазон тональности, а минусовка писана в определенной тональности, обычно в оригинале, а естественно не всех устраивает. В большинстве случаев требуется изменить тональность от полутона до трех - четырех полутонов (иногда и больше).

С выходом Melodyne 3 эта проблема исчезает как вид. Да, да, имея на вооружении Melodyne 3х, можно легко менять тональность в звуковых файлах без потери качества, как будто вы изменяете тональность в midi - файле. Конечно, если менять тональность на октаву, то немного и качество теряется, но изменять тональность на такой диапазон, по меньшей мере абсурдно.

Итак, рассмотрим, как в Melodyne 3 изменить тональность звукового файла. Melodyne 3 поддерживает несколько звуковых (и не только звуковых) форматов, я не буду их все перечислять, лишь некоторые, это - wav, aif, snd, au. Заметьте в списке нет mp3, а это формат минусовок, которым пользуются большинство народных исполнителей. Но и это не проблема, если у вас есть программа, которая конвертирует файлыmp3 <-> wav. Например, Adobe Audition 1.5.

Конвертировать файл в цифровой формат - wav нам не составило труда, и мы продолжаем работать. Загружаем файл в Melodyne 3 (File -> Open…->) и выбираем наш подготовленный wav - файл. Файл открывается в окне Arrangement (существуют и другие окна, но оних мы поговорим позже.) Дальше нужно убедиться, что параметры выставлены как показано на рисунке (Processed - над файлом будет производиться процесс изменения параметров, Poly/Percussive - работать будем с полифонической мелодией, параметр Melodic включается при работе с монофоническим одноголосым звуком, чистым, без всяких эффектов, иначе с эффектами это уже будет полифоническая мелодия). Другие параметры на ваше усмотрение, слух и потребности. Smooth и Crisp это разные методы обработки звука, один смягчает углы, другой выражает, в общем экспериментируйте и определите для себя подходящий вариант. Эти параметры можно менять во время прослушивания и настройки тональности.

Теперь рассмотрим как меняется тональность. Есть 2 варианта этого действия.

В главном меню выбираем Window -> Realtime Play Offsets. Появилось окно с некоторыми параметрами, но нас сейчас интересует только Pitch. Включаем проигрывание (Window -> Transport Bar должен быть активирован), и наведя мышку на окошко питча удерживая левую кнопку двигаем мышку вверх - вниз, соответственно меняя тональность трека и другие параметры (если необходимо). Когда тональность настроена, жмем на кнопку Fix, а в следующем окне нажимаем подтверждение изменений (любой вариант подтверждения нас устроит). Теперь Сохраняем полученный файл File -> Save Audio. Все, файл готов к использованию.

Когда файл уже загружен в этом же окне, выделяем весь файл (Edit -> Select -> Select All) на панели щелкаем вторую кнопку (по умолчанию выбрана первая кнопка) и наводим мышку на дорожку в окне, затем удерживая левую кнопку мыши подымаем или опускаем дорожку. Добившись желаемого результата сохраняем файл как и в первом случае.

Audio. Все, файл готов к использованию.

Когда файл уже загружен в этом же окне, выделяем весь файл (Edit -> Select -> Select All) на панели щелкаем вторую кнопку (по умолчанию выбрана первая кнопка, стрелка, как видно на рисунке на рисунке) и наводим мышку на дорожку в окне, затем удерживая левую кнопку мыши подымаем или опускаем дорожку. Добившись желаемого результата сохраняем файл как и в первом случае.

Это одна из самых простых операций которые можно проделать в Melodine 3. Самой сложной, думаю, будет имея записанный голосом алфавит превратить в песню, это наверное очень сложно, но факт что возможно. Как с голосом так и со звуком можно проделывать разные чудеса. Например записать монофонический звук гитарной струны, изменяя тональность выше - ниже размножить этот звук на все 12 полутонов, а потом подставляя их как семплы, получить мелодию или даже аккорды. Но об этом и других возможностях программы мы поговорим позже.